Мозговой штурм как инструмент оценки рисков
Метод мозгового штурма представляет собой обсуждение проблемы группой специалистов в доброжелательной манере, целью которого является идентификация возможных видов отказов и соответствующих опасностей, риска, критериев принятия решений и/или способов обработки риска.
Метод особенно полезен при идентификации риска применения новых технологий, когда отсутствуют данные или необходимы новые нестандартные способы решения проблемы.
Процесс мозгового штурма может быть формальным или неформальным. В формальном процессе ведущий выполняет следующие действия:
- формулирует до обсуждения наводящие и провоцирующие вопросы, соответствующие обсуждаемой проблеме;
- определяет цели обсуждения и объясняет его порядок;
- ведущий может направить обсуждение в иное русло путем привлечения новых членов команды, когда идеи, высказанные в одном направлении, исчерпаны или обсуждение слишком отклонилось от поставленных целей. Основная цель заключается в необходимости собрать как можно больше разнообразных идей для последующего анализа;
- первым начинает обсуждение (задает направление обсуждения), а члены команды рассматривают выдвигаемые идеи, стараясь идентифицировать как можно больше проблем и решений. При этом никто не обсуждает правильные они или нет и необходимость внесения их в список. Все идеи имеют право на внесение в список, что обеспечивает свободное обсуждение без запретов и остановок. Все входные данные принимают и не подвергают критике, поэтому группа быстро продвигается в исследовании и всестороннем обсуждении проблемы;
Мозговой штурм. Преимущества и недостаки
Преимущества:
- развитие у участников нестандартного мышления, которое помогает в идентификации новых видов риска находить новые решения;
- быстрота и легкость применения метода.
- вовлечение в обсуждение ключевых причастных сторон и, следовательно, улучшение процесса обмена информацией;
Недостатки:
- возможен недостаток навыков и знаний участников обсуждения для эффективного генерирования идей.
- так как метод прост и неструктурирован, то трудно проверить всесторонность обсуждения и подтвердить, что все опасности и виды риска идентифицированы.
- динамика обсуждения в группе может быть такой, при которой некоторые участники, располагающие ценными идеями, не проявляют себя, в то время как другие доминируют при обсуждении.
Подробнее об особенностях применения метода наши преподаватели рассказывают в базовых семинарах «Система менеджмента качества — Требования стандарта ISO 9001», «Система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда — Требования стандарта ISO 45001», а так же в рамках профильного семинара «Методы оценки рисков». Подробнее о наших курсах Вы можете узнать в разделе «Семинары»